Ананьев о социогенных потенциях человека

СОДЕРЖАНИЕ
0
83 просмотров
29 января 2019

Глава 1. Понятие социогенеза

Социогенез [лат. societвs — общество + греч. genesis — происхождение] — происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Основная идея социогенеза была сформулирована В. Вундтом и заключалась в том, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии, изучающей психологические особенности становления познания, мировосприятия, строя личности, усвоения обычаев и ритуалов в разные эпохи, а также предметом этнопсихологии. Феноменология социогенеза предельно обширна: от описания того или иного способа мышления, памяти как «исторических стилей», к воссозданию психологического портрета индивида или социальной группы до анализа ментальности целого народа в определенную эпоху. Основной метод в исследовании социогенеза — психологическая реконструкция — восстановление исторических типов поведения или высших психических функций (памяти, мышления и пр.), основанное на интерпретации памятников духовной и материальной культуры. В социогенезе история личности представляется процессом взаимодействия инвариантных (по отношению к определенным временным промежуткам) и исторически изменчивых элементов.

Изучение социогенеза в русле психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг) было продолжено в американской психоистории, возродившей биографический метод анализа личности и социальной группы (семьи). На необходимость анализа человека в диахронической вертикали исторического развития и синхронической горизонтали различных культур указывали представители французской социологической школы (Э. Дюркгейм, И. Мейерсон), однако это не позволило вскрыть реальные механизмы социогенеза, поскольку они либо описывались по типу механизмов развития психики отдельного индивида, либо сводились к духовному общению между людьми. В отечественной психологии изучение социогенеза позволило выявить изменения психики при переходе от антропогенеза к социогенезу («палеопсихология» Б.Ф. Поршнева), от персоногенеза человека средневековья (А.Я. Гуревич), к этногенезу биосферы (Л.Н. Гумилев), а также определить закономерности социогенеза высших психических функций в их общем историческом развитии, специфику строения сознания в разных общественно-экономических формациях. Особое значение социогенез приобретает в изучении онтогенеза, при этом первый, по убеждению М. Мид, является ключом к изучению второго. У Л.С. Выготского социогенез детства в контексте культурно-исторической психологии раскрывается посредством понятия социальной ситуации развития ребенка как особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного этапа. Анализ социогенеза детства, уходящего своими корнями в глубокую древность, позволяет обнаружить социогенетические инварианты — относительно неизменные на протяжении длительного периода исторического времени специфические тексты, формы деятельности и пр., порой утраченные в культуре взрослых и сохранившихеся в детской субкультуре. Разработка проблем социогенеза представляет собой непосредственное воплощение принципа историзма в современной психологии.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм пролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.

Менеджмент

Психологические особенности студентов гуманитарного и технического склада ума.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Для успешного обучения в вузе необходимо: довольно высокий уровень общего интеллектуального развития,

v широты познавательных интересов,

v уровня владения определенным кругом логических операций и т.д.

При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет:

v повышенной мотивации или работоспособности,

v тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать:

v ярко выраженным вербальным типом интеллекта,

v широтой познавательных интересов,

v хорошо владеть языком,

v иметь богатый словарный запас,

v уметь правильно его использовать,

v точно соотносить конкретные и абстрактные понятия

v иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление.

Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, «в мире слов», в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь:

v высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением,

v способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами,

v быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте,

v высокой степенью концентрации внимания,

v строгостью и логичностью суждений.

Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.

Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т.е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность — необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов. Самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. действенно-практического интеллекта.

По экспериментальным данным оказалось, что пространственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления в технический вуз и в процессе обучения развивается очень незначительно. Значит, при поступлении в технический вуз абитуриент должен обладать высокой способностью к пространственным представлениям. Очевидно, это качество больше зависит от природных свойств индивида в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т.п.

За время пребывания в вузе у будущих инженеров развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.

Исследование влияния свойств темперамента на межличностные отношения в группе студентов

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния свойств темперамента на межличностные отношения студентов, изучены понятия темперамент и межличностные отношения; показано, что студенты с различными уровнями экстраверсии по-разному строят свои межличностные отношения; представлены результаты исследования по данной проблеме.
Ключевые слова: темперамент, межличностные отношения, студенты, влияние.

Изучение, а впоследствии и анализ проблем влияния темперамента на межличностные отношения в студенческих группах способствует увеличению качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении и последующей эффективной адаптации их на рынке труда.

В юношеском возрасте формируются профессионально-важные качества, оказывающие большое влияние на формирование личности, накапливается опыт, открывается путь для определения личностью социального положения. Психологические особенности студентов как возрастной и определённой социальной группы служат доказательством того, что молодые люди, обладающие разными типами темперамента, своеобразно строят межличностные отношения в студенческих коллективах. Сам процесс взросления, высокая познавательная активность, отличает студентов от других слоев населения. В юности индивид утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора [1].

Студенческий возраст, согласно утверждению Б. Г. Ананьева, считается сенситивным периодом для формирования ключевых социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает очень большое воздействие на психику человека, формирование его личности [2].

Оказывая значительное воздействие на формирование личности, межличностные отношения играют важную роль в жизни студентов. Студенты, попавшие в концепцию групповых отношений, усваивают нормы, ценностные ориентации и духовную культуру в процессе взаимодействия с одногруппниками. Именно в процессе общения формируются коммуникативная компетентность, Я-концепция, эмпатия, толерантность и другие социальные и личностно-значимые качества.

Для более правильного понимания понятия «межличностные отношения», изучим различные определения авторов этого понятия.

Н.Н. Обозов полагает, что межличностные взаимоотношения – это взаимная готовность субъектов к определённому типу взаимодействия [3].

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [4].

Говоря о межличностных отношениях, А.В. Петровский предлагает теорию межличностных отношений, в которой данные отношения формируются в виде трехслойной сферы: эмоциональные отношения, базирующиеся на симпатиях и антипатиях членов группы студентов; ценности и нормы, установленные как второй слой; и глубокие образования группы, характеризующиеся коллективной работой и едиными целями [5].

Расширенное представление концепции межличностных отношений представлено в работах В.Б. Ольшанского, которые содержат в данной концепции социально-перцептивные процессы и аттракцию, и процессы взаимовлияния людей и ролевые отношения. В.Б. Ольшанский различает в межличностных отношениях инструментальные, функциональные отношения и экспрессивные, эмоциональные [6].

Таким образом, межличностные отношения – важный фактор, определяющий характеристику группам учащихся и оказывающий большое влияние на их обучение и на самих студентов.

К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания, эмоциональную неустойчивость, тревожность [7, 8].

На психологию индивида группа оказывает большое влияние через систему складывающихся в ней взаимоотношений, в частности — через отношения этого индивида с другими участниками группы. При разных отношениях индивиды выражают себя с различной, позитивной либо негативной, стороны, по этой причине для обеспечения преимущественно положительного воздействия группы на личность немаловажно достичь того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными [9].

Однако сами межличностные отношения под воздействием множества факторов имеют все шансы быть конфликтными или происходит сплочение коллектива. И в случае если личность оказывается вовлеченной в неблагоприятные отношения, то это может привести ее к негативным отклонениям в формировании. А вот нормальные отношения будут развивать в личности нравственно и психологически здоровые качества, составляющие её [10, 11].

На межличностные отношения оказывают большое влияние многие факторы:

-продолжительность сохранения взаимоотношений;

-возрастные различия, допускающие определённый тип стабильности межличностных отношений;

-половые различия: в отношениях однополых и разнополых и в каждой паре отношения различны.

Немаловажную роль в межличностных отношениях студентов играет темперамент. Именно влияние темперамента на межличностные отношения- предмет нашего исследования. Рассмотрим различные подходы к понятию темперамента.

На сегодняшний день существует немало подходов к исследованию темперамента. Но, при абсолютно всем многообразии подходов, большая часть исследователей принимает то, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а особенности личности, обусловленные темпераментом, считаются наиболее устойчивыми и длительными [12].

В обществе не имеется схожих в физическом и психологическом отношении молодых людей. Одни студенты согласно сложению своего характера вспыльчивы, вторые безмятежны, третьи же наоборот, имеют все шансы напряженно работать над учебным материалом. И все это особенности работы нервной системы. От этих отличительных черт в какой-то мере зависит поведение разных учащихся, их успеваемость, проявление своеобразности межличностного общения с другими студентами группы.

Темперамент содержит в себе индивидуальные особенности психики и включает всю психическую деятельность студентов во внешней манере их поведения. Основным считается то, что тип темперамента у человека врожденный.

В психологической литературе можно встретить различные определения понятия темперамент. Большая часть исследователей сходятся в признании необходимости определять темперамент как совокупность физиологических и психических особенностей человека, а межличностные отношения — как условие, дающее характеристику группам студентов и оказывающем большое влияние на их деятельность, да и на самих студентов.

По определению Я. Стреляу, темперамент включает в себя значительные психические отличия между людьми — отличия по глубине, насыщенности, стабильности эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые характерные черты психической жизни, поведения и деятельности [13].

Б. Г. Ананьев определяет темперамент как «индивидуальные особенности организма», которые формируются деятельностью «двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового аппарата». Он определял темперамент как «комплекс физиологических и психических особенностей человека» [14].

Темперамент принадлежит к биологически обусловленным структурам личности. Он помогает видеть многие психические отличия между людьми: по устойчивости эмоций, а также по ряду иных характеристик динамики действий личности. Различают четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Четыре этих типа темперамента различает динамика возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Холерикам характерно сильные чувства, для сангвиников – слабые чувства, для меланхоликов – медленно появляющиеся, но сильные чувства, для флегматиков – медленно возникающие и слабые эмоции [15].

В предложенной Г. Айзенком модели, состоящей из трех факторов (экстраверсия-интроверсия, нейротизм — эмоциональная стабильность, психотизм) два из них включают в себя некоторые характеристики эмоциональности и общения. Так фактор нейротизм — эмоциональная стабильность характеризуется склонностью к злости и раздражению на одном полюсе и эмоциональной стабильностью на другом. Второй фактор (интроверсия-экстраверсия) наряду с другими чертами содержит и некоторые динамические параметры межличностного общения. Свойства экстравертов — выразительность, живая мимика. Свойства интровертов — малая выразительность (степень сдержанности) [16].

Таким образом темперамент оказывает большое влияние на деятельность разных психических состояний, вызываемых отталкивающей обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит воздействие различных факторов, характеризующих степень нервно-психического напряжения. Свойства темперамента, в частности уровень экстраверсии, накладывают отпечаток на межличностные отношения, к примеру, сангвиник практически всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании неизвестных людей непринужденно, а меланхолика напротив пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик в свою очередь с трудом сходится с новыми людьми, собственные чувства выражает мало и долгое время не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не настолько устойчива.

Теоретически обосновав влияние темперамента на межличностные отношения, мы приступили к эмпирической части нашего исследования.

Исследование было проведено на студентах второго курса факультета психологии ФБГОУ ВПО ЧГПУ. В исследовании приняло участие 12 человек.

Возраст испытуемых от 19 до 21лет.

В ходе исследования нами использовались следующие методики:

Социометрия (Дж. Морено).Данный опросник содержит бланк социометрического опроса, включающий в себя 3 контрольных вопроса, позволяющие оценить межличностно-эмоциональные связи в группе.

Диагностика темперамента (Я. Стреляу). Данный опросник содержит 134 вопроса позволяющих оценить, основные характеристик нервной системы:

-уровня (силы) процессов возбуждения,

-уровня (силы) процессов торможения,

-уровня подвижности нервных процессов.

Личностный опросник (Г. Айзенка). Данная методика содержит 57 вопросов, направленных на выявление уровня экстраверсии испытуемых.

Результаты социометрического исследования испытуемых представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Статус студентов в сфере межличностных отношений по «Социально-психологическому тесту» Дж. Морено

По результатам диагностики были получены следующие результаты.

После проведенного социометрического исследования по методикесоциометрия Дж. Морено в студенческих группах с целью изучения характеристики межличностных отношений были определены следующие диагностические показатели: звёзды (лидеры) — 5 человек, предпочитаемые — 3 человека, принятые- 1 человек, отвергнутые — 3 человека.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что в тестируемой группе большинство студентов имеют постоянный выбор членами исследуемого коллектива, т. е относятся к первой статусной группе (звёзды), относящиеся ко второй статусной группе студенты (предпочитаемые и принятые) всего лишь на 9% отстают от звёзд, 25% имеют третий статус. Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что в тестируемой группе уровень благополучия взаимоотношений можно определить как средний, так как в группе преобладают студенты с благоприятным статусом – 67%.

Проанализируем результаты, полученные с помощью методики «Личностный опросник» Г. Айзенка.

Рис. 2. Уровень экстраверсии по методике Г. Айзенка «Личностный опросник»

В исследуемой группе (см. рис. 2) преобладающим является средний уровень. Количество испытуемых с низким уровнем экстраверсии – 3 человека, со средним уровнем – 7 человек, с высоким уровнем – 2 человека. В результате получены следующие данные:

— девять испытуемых, имеющих высокий и средний уровни – экстраверты, общительные и обращенные индивиды вовне, склонны иметь широкий круг знакомств и острую необходимость в контактах. Они действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы, беззаботны, оптимистичны, добродушны. Предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности, на них не всегда можно положиться;

— оставшиеся трое испытуемых, имеющие низкий уровень экстраверсии – интроверты. Это спокойные, застенчивые, интроективные студенты, склонные к самоанализу. Они сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей. Обладают пессимистичностью, высоко ценят нравственные нормы.

Перед обработкой результатов с помощью метода ранговой корреляции Спирмена мы устанавливаем две временные гипотезы:

Но— корреляционный анализ между показателями уровня экстраверсии и социометрическим индексом не отличается от нуля.

Н1— корреляционный анализ между показателями уровня экстраверсии и социометрическим индексом отличается от нуля.

В результате обработки результатов диагностик методом ранговой корреляции Спирмена, мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.

При проведении опытно-экспериментального исследования влияния темперамента на межличностные отношения в группе студентов, были достигнуты цели и задачи, установленные ранее, а именно: мы проанализировали общее понимание о межличностных отношениях; выявили общую характеристику межличностных отношений студентов; проанализировали особенности межличностных отношений, влияние на них уровня экстраверсии испытуемых.

Анализ итогов тестирования выявил уровень экстраверсии и статусную позицию каждого студента в группе. Выявили, что студенты с более высоким уровнем экстраверсии имеют более высокий социометрический индекс. Гипотеза доказана.

Ссылки на источники

  1. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. — М.: Трикста, 2011. – 420 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер. 2010. — 288с.
  3. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.– Киев: Наука. 2006. –191с.
  4. Свеницкий Л.А. Краткий психологический словарь. М.: Проспект. 2009. – 512 с
  5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание. 2008. — 384с
  6. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. –339с.
  7. Долгова В.И. Проявление рефлексивного компонента системы профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. – С. 147-151.
  8. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). — Челябинск: АТОКСО, 2010. – 203 с.
  9. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 376с.
  10. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Формирование эмоционально-коммуникативной культуры: монография. — Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 240 с.
  11. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности / Студенческая молодежь и факторы риска злоупотребления ПАВ – Уфа, 2006. – 74-81с.
  12. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия. 2012. – 496 с.
  13. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. — М.: ИП РАН. 2012. — 528с.
  14. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии.– СПб.: Питер. 2010. — 288с.
  15. Крупнов А.И. Психические проявления и структура темперамента. — М.: Прогресс, 2011. — 120с.
  16. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2010.- 141с.

Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. — М.: Трикста, 2011. – 420 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер. 2010. — 288с.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.– Киев: Наука. 2006. –191с.

Свеницкий Л.А. Краткий психологический словарь.— М.: Проспект. 2009. – 512 с

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Знание. 2008. — 384с

Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. – М.: Просвещение. 2008. –339с.

Долгова В.И. Проявление рефлексивного компонента системы профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. – С. 147-151.

Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости (студентов педагогического колледжа). — Челябинск: АТОКСО, 2010. – 203 с.

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 376с.

Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Формирование эмоционально-коммуникативной культуры: монография. — Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 240 с.

Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Латюшин Я.В. Формирование эмоциональной устойчивости личности / Студенческая молодежь и факторы риска злоупотребления ПАВ – Уфа, 2006. – 74-81с.

Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия. 2012. – 496 с.

Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. — М.: ИП РАН. 2012. — 528с.

Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии.– СПб.: Питер. 2010. — 288с.

Крупнов А.И. Психические проявления и структура темперамента. — М.: Прогресс, 2011. — 120с.

Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2010.- 141с.

Источники: http://soc.bobrodobro.ru/25366, http://lartdoll.net/pedagogicheskay-psihologiya/39-lekcii-po-psihologii-professionalnogo-obrazovanija/1069-psihologicheskie-osobennosti-studentov.html, http://e-koncept.ru/2015/95152.htm

Комментировать
0
83 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Потенция
0 комментариев
Потенция
0 комментариев
Потенция
0 комментариев
Потенция
0 комментариев
Adblock detector
загрузка...